Михаил Волков (www.mcwolf.info)
www.mcwolf.info/studio
октябрь 2009



Как я фотографировал в аква-студии.



   Всё началось, как всегда, неожиданно. На институтском сервере лежала папка для зачётов по фотографии, причём тема была "портреты". Сюжеты были незамысловатые. Студенты в институтской студии фотографировали друг друга. И лежали фото для зачётов спокойно, пока их не увидел я и не подумал "а ведь я могу не хуже". Точнее, давным-давно у меня уже появлялась такая идея, и я даже в кратковременном порыве энтузиазма купил свет, стойки и фон, но потом идея понемногу заглохла, в основном, из-за недостатка места в квартире для установки всего этого. Теперь же идея вернулась.
   
   Собственно, даже несколько странно, как это я ухитрялся годами обрабатывать фотографии в фотошопе, не попробовав фотографировать сам. Точнее, не попробовав фотографировать в студии, которая по принципам установки света и выбору ракурсов также напоминает программы трёхмерного моделирования, в которых я, опять же, работал не один год. Конечно, 3D - это 3D. Там я могу нарисовать лампочку во весь потолок, подкрутить яркость, сделать её невидимой, но при этом её может быть видно в отражениях. Или сделать сто маленьких лампочек вокруг объекта, или сделать так, что отражённый свет будет раза в два ярче падающего. В реальности же всё одновременно проще и сложнее. Есть точно определённый набор инструментов, с помощью которых мы работаем, но при этом набор возможностей всё равно громаден. Это как в шахматах. Типов фигур мало, новые юниты строить нельзя, нельзя добывать ресурсы и делать апгрейды, но кто назовёт шахматы примитивной игрой? Зачастую примитивными получаются как раз игры с избыточными возможностями.
   
   Итак, задача была поставлена. Изучить хотя бы основы портретной фотографии в студии. Один из моих бывших студентов всерьёз увлекается портретной фотографией и вот знакомство пригодилось. http://freshdollars.ya.ru Раньше он чаще всего фотографировал в небольшой студии, оборудованной дома, но там ощущался некоторый недостаток оборудования, поэтому идея лежала на поверхности. Я одолжил ему давно валяющиеся у меня без дела стойки, свет и большой отражатель, а сам получил возможность пофотографировать у него в студии. На самом деле, студия - это только небольшая часть хорошего результата. Да, помогает знание основ композиции и возможностей техники. Но, когда фотографируешь людей, то очень важно умение общаться. Кроме того, нарабатываются некие универсальные приёмы. Отличительной особенностью его домашней студии было большое зеркало напротив фона. Например, фотограф становится между моделью и зеркалом и просит заглянуть в зеркало, но не сходя с места. В результате получается красивый изгиб шеи, при этом поза не выглядит неестественной.
   
   В общем, главным была даже не студия, а возможность посмотреть на работу специалиста. После того, как я два раза пофотографировал у него, был обнаружен и минус. Это была проблема стыковки свободного времени всех участников процесса. Надо было, чтобы свободное время совпадало у него, у меня и у моделей. Мы, как истинные специалисты, придерживались теории оптимизации рабочего процесса. Например, когда с одной стороны светит лампа, а с другой стоит отражатель, то оптимально, если есть ассистент, который держит отражатель, "ловя" свет и направляя отражённый свет на модель. Поэтому, как хрестоматийный пример злостного мужского шовинизма, моделей должно быть две: одну фотографируем, вторая держит отражатель (неподвижный отражатель на стойке не всегда отражает свет точно на лицо). Даже у трёх человек редко может совпасть свободное время, а уж у четырёх...
   
   Потом в его студии был то ли ремонт, то ли ещё что-то, и несколько месяцев идея снова ждала своего времени. И вот он прислал мне новые фотографии. Это было что-то действительно новое. Мокрые волосы, льющаяся сверху вода, подсвеченная сзади синим светом - это было стильно. В общем, опять обнаружился большой пробел в моих знаниях. Оказывается, аква-студия - это давно известная вещь. Отличается от обычной студии тем, что сверху может литься вода, и всякие "мокрые" фотографии делаются очень легко, не требуя каких-то специальных бассейнов. В Москве обнаружились как минимум две такие. На Соколе http://www.fotostudios.ru и на Третьяковской http://www.foto-rent.ru/
   
   Тут надо сделать небольшое пояснение для непричастных (я сам был таким непричастным, поэтому понимаю, что что-то может быть непонятно). Немногие фотографы могут позволить себе личную полностью оборудованную студию. Либо могут, но что делать, чтобы дорогостоящее оборудование не простаивало? Самое логичное - сдавать в почасовую аренду. Студии, ссылки на которые приведены - это 3-4 отдельных помещения разного размера с подвесной системой ламп, фоны, немного реквизита типа стульев. В некоторых студиях можно даже взять в аренду фотоаппарат и объективы. То есть любой человек, который хочет попробовать серьёзно фотографировать, вполне может это сделать, не покупая дорогое оборудование.
   
   В обеих аква-студиях были свои плюсы и минусы. На Соколе студия была длинной, в одной половине была обычная студия с подвесной системой, в другой половине аква-зона. Длиннофокусным портретником снимать лучше. Минусы такой универсальности - бронировать надо сильно заранее, к тому же подвесная система только над "обычной" половиной. На Третьяковской аква-студия "заточена" под аква, подвесная система над трубкой с дырками, из которых льётся вода. К тому же у них проходила акция 3+1, кто заказал студию на 3 часа, четвёртый бесплатно (жаба немного отпустила свои лапы на моём горле), добираться туда немного попроще, плюс мелочи типа цивильного санузла с душевой кабиной. Ещё смотря кому что нужно. На Соколе пол в аква-зоне плитка, на Третьяковской - бетон. Кроме того, мой знакомый снимал на Соколе, а хорошо было бы знать весь ассортимент, поэтому я остановился на Третьяковской.
   
   Студия, как и на Соколе, оказалась на территории какого-то института, поэтому на проходной понадобилось оставить свои данные (то есть всем пришедшим нужен хоть какой-то документ), а в самой студии подписал договор на аренду оборудования с заполнением паспортных данных. Это чтобы люди поаккуратнее обращались со вспышками стоимостью под килобакс каждая (при уходе после проверки работы вспышек контракт аренды порвали). Вежливый сотрудник показал и объяснил, как и что работает, дал несколько рекомендаций по установке света и оставил меня разбираться дальше.
   
   Работа света с непривычки показалась странной. Это был не столько свет, сколько вспышки с регулируемой яркостью. На фотоаппарат вместо вспышки надевается маленькая нашлёпка (бывает радио или инфракрасная, и да, "трансмиттер" звучит круче, но "нашлёпка" - понятнее), которая "говорит" фотоаппарату, что она - вспышка, но на самом деле она активирует большую лампу, висящую на подвесной системе. Остальные лампы чувствительны к яркому свету и, "почувствовав" вспышку, срабатывают сами. Таким образом, свет появляется только в момент снимка, и результат можно видеть только на самом фотоаппарате.
   
   И вот он, момент истины. Навожу фотоаппарат в направлении фона, нажимаю кнопку. Щёлк! Вспышки со всех сторон. Снимок реально очень яркий. Я, привыкший при съёмке в помещениях выставлять выдержку подлиннее и ISO побольше, испытываю культурный шок, ставлю ISO 100 и выдержку 1/300. щёлк! всё видно. При том, что яркость вспышки стоит меньше половины. Сажаю модель на стул, и пока она подкрашивается, начинаю эксперименты по настройке света.
   
   Тут же обнаруживается, что правая половина снимка сильно темнее левой.


   
   Я выкручиваю вспышку с правой стороны посильнее. Результат тот же. Совсем выключаю вспышку слева. То же самое. Минут пять откровенно туплю, после чего принимаю судьбоносное решение спросить специалиста. Вежливый молодой человек приходит, фотографирует, смотрит на результат, фотографирует ещё раз, смотрит на результат, после чего интересуется, какая стоит выдержка. Узнав, что 1/300, объясняет, что тень на снимке - это след от шторки в фотоаппарате и что максимум - это 1/125. Меняю выдержку, фотографирую, ура!


   
   Начав со схемы: основной свет сверху слева, один слева-сзади для подсветки волос, пробую направить синюю лампу справа на фон.


   
   Ещё немного подкрутил яркость, поставил слабый свет справа-спереди, дальше уже поехал снимать в режиме нон-стоп. Хотя, учитывая, что из меня пока что фотограф как известно что из известно чего, решил брать количеством. Из почти 300 снимков штук 20 получились неплохо и, просматривая потом все фотографии дома на большом экране, я делал много выводов о том, как надо фотографировать, а как не надо. Чему жизнь меня и научила, так это тому, что, если хочешь чему-то научиться, то нужна практика.




   
   После такого хорошего разгона наконец-то взялись и за то, ради чего приехали именно в аква-студию, а именно за водные процедуры.






   
   Синяя лампа, направленная справа-сзади, даёт очень интересные блики на волосах и на каплях воды.


   
   Ну и, конечно, потёкшая под водой тушь - классика жанра.


   
   Напоследок попросил сфотографировать себя самого. Фотки получились настолько пафосные, что они меня неизменно веселят.




   
   В общем, резюме такое. Кто хочет попробовать серьёзно пофотографировать - все возможности для этого есть.
   
   P.S. Вся операция (4 часа студии плюс час использования воды) обошлась мне в 2 тысячи рэ. Если же собраться человека 4 и скинуться, то получается, что студия доступна практически каждому.
   
   P.P.S. Если вы не планируете каких-то специальных съёмок с кучей народа, то оптимальное количество людей в студии - 3-4 человека, 5 - максимальная нагрузка, больше - уже толпа, когда незадействованые в процессе люди или путаются под ногами или спят.


Назад к текстам